Формы логопедической работы



Логопедическое воздействиеэто педагогический процесс осуществляется с помощью следующих средств:

а) обучение

б) воспитание

в) коррекция

г) адаптация

д) компенсация

е) и профилактика речевых нарушений

Обучение – это процесс усвоения определенных ЗУН под руководством логопеда, включающее активную познавательную деятельность.

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в соответствии с потребностями общества.

В свою очередь коррекция нарушения – это исправление недостатков речи и преодоления речевых нарушений.

Компенсация – это восстановление или замещение утраченных функций по средствам использования сохранных функций.

Адаптация – это приспособление ребёнка с патологией к условиям общества

Профилактика речевых нарушений – это совокупность предупреждающих мер, направленных на сохранение речевых функций и предупреждения нарушений.

Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами:

1) степень выраженности дефекта;

2) особенности возраста ребёнка;

3) степень соматического состояния;

4) особенности психики;

5) эмоционально-волевой сферы;

6) микро-социальное окружение;

7) сроками начала логопедической работы и её преодоления;

8) использование комплексного воздействия

Всё логопедическое воздействие на ребёнка направлено на планомерное и целенаправленное воздействие, которое реализуют коррекционные и профилактические задачи

С точки зрения дидактической классификации все типы логопедических занятий делятся:

1) на занятия с целью овладения новыми знаниями

Занятия направлены на накопление фактического материала, где изыскиваются языковые явления и процессы, что является основой формирования различных понятий;

2) занятия с целью совершенствования формирования практических умений и навыков при этом предусматривается проведение упражнений, направлены на длительное и многократное повторение;

3) занятия с целью обобщения ЗУН

На данных занятиях систематизируются и воспринимаются наиболее существенные вопрос из раннее пройденного материла;

4) занятия с целью повторения

На которых учитываются особенности психических процессов детей с речевой патологией, закрепляются приобретённые навыки;

5) комбинированные

На которых одновременно решаются несколько дидактических и коррекционных задач

В зависимости от типа занятия (коррекционные или воспитательные) формируются структура занятия и подбираются те или иные компоненты дидактической классификации.

Логопедическое воздействие реализуется на занятиях, направленных (по Филичевой, Чиркиной):

1) развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности; формирования обобщений понятий; формирование практических навыков словообразования и словосочетания и воспитание умения употреблять простые распространённые предложения;

2) формирование правильного произношения звука; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произношения слов и подготовка к усвоению элементарного анализа и синтеза;

3) обучение детей самостоятельному высказыванию

На основе сформировавшихся навыков использования различных типов предложений, умение передавать впечатление об увиденном.

По видам логопедические занятия делятся на:

1) фронтальные;

2) подгрупповые;

3) индивидуальные

Виды ЛЗ

 

 

 

Фронтальные подгрупповые индивидуальные

Педагогическая классификация логопедической диагностики:

— ОНР;

— ФФН;

— ФН;

— Заикание

ОНР I уровня

 

Алалия зрр

Афазия

Анартрия

Уо

Дизартрия

ОНР II уровня

Алалия

Афазия

Уо

Дизартрия

ОНР III уровня

Алалия

Афазия

Дизартрия

ЗПР

Дислалия

Аспекты характеристики речевого развития.

По Сохиной были сформулированы 3 основных аспекта развития речи:

1) структурный, включающий в систему языка по фонематическому, лексическому и грамматическому значению;

2) функциональный аспектумение формировать владения зыка для речевого общения;

3) познавательный аспект – каждый из аспектов единицы речи (звук, слово, предложение, текст);

Задачи развития словаря:

1) закрепление и уточнение имеющегося словарного запаса у ребёнка;

2) активизация словаря через ознакомления с окружающей средой (игры, наблюдения, загадки, рассматривание предметов);

3) развитие представлений о смысловой стороне слова:

— работа над правильным пониманием значений многозначного слова;

— раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами, антонимами; понимание различных частей речи; формирование умений точно отбирать слова)

Задачи восприятия звуковой стороны речи:

1) работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи;

2) формирование представлений о звуковой единице (звук, слог, слово, предложение, текст);

3) различие звука по их характеристикам (гласные – согласные, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие);

4) обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, в середине, в конце слова);

5) развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры;

6) нахождение слов со сходными по звучанию

Задачи формирования грамматического строя речи:

1) формирование умения согласовывать существительное и прилагательное в роде, числе и падеже;

2) обучение правильному склонению и употреблению слов в ед и мн.ч;

3) обучение умению соотносит названия глаголов с действиями;

4) составление предложений различных типов

Задачи развития связной речи:

1) формирование элементарных представлений о структуре текста;

2) обучение соединению предложений разными способами;

3) развитие умений раскрыть тему и основную мыль высказывания;

4) обучение построению высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение);

5) проводится работа к осознанию содержания и структурным особенностям художественного текста;

6) составление повествовательных текстов с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности.

03.03.2017

Индивидуальное логопедическое занятиеосновная задача индивидуальных занятий в первоначальном формировании звуковой стороны речи, учитывая фонетический уровень и включает комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговую структуру и развитие фонетического восприятия.

При формировании звукопроизношения основная задача состоит в правильном подборе артикуляционной базы, которая обеспечивает наиболее успешное овладение навыками правильного произношения.

При фонематическом недоразвитии недостатки речи выражаются в недостаточном различии звуков и в затруднении звукового анализа.

Тогда перед логопедом стоит 2 задачи:

1) восприятие артикуляционных навыков

2) развитие фонематического восприятия

Большое значение в период постановки звука играют кинестетические ощущения и зрительный контроль.

Больше уделяют внимания на правильное звучание данного звука и сравнивают с любыми неправильными звуками и по мере закрепления произношения учим детей отличать поставленный звук от всех артикуляционно и окустически близких звуков.

После того как добивались правильного произношения звука в словах, слогах и предложений вводится группа упражнений на умение выделять данный звук в слове и анализировать звуковой состав речи, а именно членить предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки.

Планировать работу по постановке звука, учитывая последствия логопедической работы в зависимости от клинического диагноза ребёнка.

Только при условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к различным фонематическим группам можно переходить к фронтальным занятиям.

Содержание работы зависит от особенностей ребёнка.

Для одних детей даётся больше упражнений по артикуляции, с другими больше обращают внимание на развитие слухового внимания и анализа.

При выборе метода постановки звука необходимо чётко представлять, в чём состоит проблема от правильной работы речевого аппарата.

По мере закрепления произношения ослабевает зрительный контроль, и ребёнок учится осуществлять слуховой самоконтроль.

Особенности индивидуальной работы с формами дислалии выделенные Паромоновой Л.Г.

При сенсорной функциональной дислалии особенности работы заключаются в следующем:

1) преимущество в подготовительный период отдаётся рече-слуховому анализатору по сравнению с рече-двигательным;

2) акцент внимания направлен на развитие фонематического анализа;

3) целенаправленная работа на устранение буквенных замен;

4) обязательный этап дифференциации при наличии в речи ребёнка смешанных звуков.

При моторной функциональной дислалии:

1) подготовительный период преимущество внимание уделяется развитию артикуляционной моторики; выработки чётких и скоординированных артикуляционных движений; слуховое восприятие направлено на развитие и дифференциацию звучания близких по артикуляции звуков.

Особенности индивидуальных занятий с ринолалией.

У детей с ринолалией звуковая сторона речи имеет ряд специфических особенностей, обусловленных нарушением анатомическим рече образованием.

До операции: работа над фонематическим слухом

После операции:

1) нормализация ротового выдоха

Воспитание длительной ротовой воздушной струи при произнесении всех звуков, кроме носовых.

2) овладение полноценной артикуляцией всех звуков в определённой последовательности

3) устранение назального оттенка голоса

Развитие артикуляции способствует устранению напряжения мимической мускулатуры крыльев носа, губ и щёк.

После операции проводится интенсивная работа по подвижности мягкого нёба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

';